Биологическая
автогеография.
(Автобиография с
фотографиями)
Первое сильное
впечатление – бутерброд с настоящей копченой колбасой и бутылка Лимонада.
Играла музыка, полоскались красные флаги, солнце отражалось в мартовских лужах
– советские выборы, мне года четыре.
Первое чтение –
"Буратино" и "Крещеный китаец" Андрея Белого, параллельно.
Василий Андреич - истопник, длинный, мрачный, худой. Дрова во дворе, блиндаж в дровах, амнистированные зеки, блатные песни, липкие конфеты и папиросы.
Всегда мамины руки
и рояль, и Скрябин, и Метнер, и Рахманинов, а главное - Шуман.
В квартире знакомой девочки Оли, познакомились в пионерском
лагере, пели Анчаров, Галич, Аграновский, Окуджава – живые, не в записи, мы,
еще дети, смотрел на них из двери, а они в кабинете хозяина Олега Писаржевского
закусывали и пели, "Состязание акынов" называлось.
А теперь, сказал
Олег Николаевич, будем есть арбуз с селедкой, я сразу вспомнил деда, он ел
конфеты сливочные тянучки с солеными огурцами. Что можно и что нельзя. Зя.
Одна из первых
работ. Мне лет двенадцать.
Масляные краски, грунтованный картон. Брошюра, обличающая загнивающее буржуазное искусство с черно-белыми иллюстрациями: Дали "Растекшееся время", "Горящая жирафа" (сейчас я его не люблю) и т. п. Отец испуганными глазами смотрит на мои первые работы: "В бане", "Вихрь", "Клоун" и т.п. Придумывает показать работы Эренбургу, живому тогда еще, он, мол, и с Пикассо, и с Дали знаком. Никому ничего не показали. Я решил, что и не надо никогда никому ничего показывать, надо просто делать. Потом уже, много позже я понял, что был прав, самое необходимое для работы – это полная свобода, абсолютная (бывает ли такое)
Маленький альбом
Марка Шагала. Увидел и полюбил на всю жизнь.
Смерть сначала деда, потом отца, мне 15, 16 лет. Детство заканчивается. Первые серьезные работы.
Зима 1964
Юность.
Из школы убежал, не закончив. Ходил в телогрейке и кирзовых сапогах.
Пресненская шпана на Белорусском вокзале. 1963.
Знакомство и дружба с Ленькой Губановым. СМОГ. Выставка на
Беговой, Там висела моя "Зима". Мы совсем молодые, думали, что весна
освобождения продолжается. Однако я помнил страх в глазах отца. Я чувствовал,
что давильная машина государства холодная и жестокая тут, рядом. Я пытался
вытащить Леньку из СМОГа, однажды даже увез его в Крым.
Лёня Губанов
Чудеса и фокусы
сцены, толстый бутафор согнувшись и пыхтя везет по рельсам на колесиках
лебедей, из зала видно, как они плывут по озеру (лебединому). Знакомство с
закулисной жизнью муз. Театра им. Станисл. и Немировича-Данч. Друзья из хора и
кордебалета, отдельные солисты и коллеги осветители, не считая машинистов
сцены, пьянствуют в моей правой ложе, я старший осветитель.
Гастроли - Берлин, Лейпциг, Дрезден. Суточные марки, жареные
колбаски, настоящее пиво, пальто и ботинки
- в Москве не достанешь. Вайссфлот, мейссенский фарфор. Ресторан
Альтмарк, банкет – проснулся на рассвете посреди разрушенных домов, ошалел,
думал проспал войну – этот мемориальный квартал в Дрездене специально не
восстанавливали после бомбежек. Гостиница - бывший публичный дом, с частично сохранившимся персоналом. Бармен матерится
по-русски очень трогательно, отгремел после войны червонец в Сибири. Немецкие
коллеги-осветители весело сообщают: Хрущев капут.
ГДР. Майссен. 1964
В литобъединении у
друга-поэта сидел старик, сказали Рюрик Ивнев, друг Есенина. Сделал его
карандашный портрет, ему понравилось. Большой нос похож. Шли через Курский
вокзал, поехал зачем-то в Баку, до сих пор не знаю зачем, но было интересно.
Мама очень волновалась. Из театра выгоняют за прогул,
Сухуми – рай.
Возил подругу к другу. Потом они поженились. Потом я женился, не знаю зачем,
через год зачем-то развелся.
Театр им.
Маяковского. Живой Охлопков. Сверху, с крыши трехэтажных домов-ворот
разглядываю Гамлетов, по очереди Самойлова и Марцевича. Обставлял репетиции "Смерти
Тарелкина" Петра Фоменко – до сих пор помню подробно, чудесные Алексей
Эйбоженко, Игорь Охлупин.. Фрунзе – жара, чайхона на базаре, "Киргизское
крепкое", шашлык 16 копеек шампурчик, разгружаем вагоны с декорациями. Уволен
за драку с гл. машинистом сцены – он воровал и недоплачивал нам, рабочим сцены.
Шаболовка, Третья
учебная программа телевидения. Мне, помрежу доверяют небольшие самостоятельные
съемки: музей-квартира Станиславского в Лаврушинском – все потрогал, пенсне,
книги; и музей-квартира Немировича – шкафы с деревянными дверцами (книг не
видно), а на дверцах овальные, как на могилах фотографии писателей.
Уже не юность, еще не
зрелость.
Счастье – мир
расцветает, открывается. ГИТИС. Мотя Горбунов – рыжий, седой, лохматый, смешной
ректор, все его удачно копировали.
Сокурсники и
педагоги. У сокурсников учился делать по-своему, с педагогами спорил. Бояджиев,
Марков, Поляков, Шароев, Бреев, Судакова, Буткевич, Попов и добрая и умная
Мария Осиповна Кнебель… и отдельно Дюшен Игорь Борисович. Он как Вергилий за
руку вел в сказку зыбкого, двоящегося, страшного и веселого мира - Гофман,
Аполлинер, Кафка, Беккет, Аррабаль, Мрожек…
МХАТ -
"Чайка" в постановке Ноздрева" – этот мой афоризм прижился, это
Ливанов перед приходом Ефремова.
Летом гастроли с концертами по югу Украины – Днепропетровск, Никополь, Херсон. Театры, Дворцы культуры, даже стадионы – конферанс и номер оригинального жанра "Змея", укротитель сокурсник Борис Мадора, я – капризная Змея, пою разными голосами и к концу напиваюсь и буяню.
С Борей Мадорой во Львове на съемках.
Практика в театре
на Таганке на репетициях "Гамлета". Любимов - ощущение на глазах
происходящих родов. Запах настоящего театра. Высоцкий за кулисами: ребят, я тут
песенку написал… - Володь, отстань… Призрак отца Гамлета – Борис Хмельницкий,
вполне потусторонний, призрачным голосом бубнит что-то загробное. Любимов
врывается на сцену, он отец и страшно волнуется за сына, предупреждает Гамлета:
меня убили и тебя убьют – потрясающий показ.
С бутылкой шли в
каморку Александра Иваныча машиниста сцены возле большого зала, его
жестикуляция приводила нас в восторг, маленький полуцыган-полуеврей – целый
отдельный театр в театральном институте.
Зимние каникулы в
Паневежисе. Мильтинис, Бледис, Банионис, завлит Альгис. Европейский
высококлассный театр в малюсеньком городке. И сказочная встреча, туда же
приехал Дюшен читать лекции труппе театра и, значит, мне по второму разу.
Несколько
разговоров с Андреем Тарковским в квартире Евгения Даниловича Суркова, отца
моей детской подруги. Один разговор на кухне помню: о ложной метафоре у
Бунюэля. Разговоры с самим Евгением Даниловичем – школа энциклопедически
широкой и эстетически глубокой мысли. Внушаить.
Репетиции,
репетиции, репетиции, а также репетиции под лестницей, во дворе, в метро, по
домам, у кого есть. Аристофан, Шекспир, Гротовский, Кабуки, М. Чехов,
Мейерхольд, Вампилов… Люди, спектакли, роли, мысли, картины, Ленькины стихи,
ресторан ВТО, люди, люди, люди… – остатка жизни не хватит сотой части
вспомнить.
На четвертом курсе
главреж Нижегородского театра им. Горького пригласил на постановку сказки. Я
тогда исследовал театр "Кабуки", кое-что попробовал в работе. В театре назревал бунт против главного, на
тайной сходке в квартире, кажется Комракова, предлагали стать во главе.
Отказался. Может быть, зря. Сказка шла в театре лет десять.
Горький. 1972
В следующем году дипломный спектакль уже в Новгороде Великом, применял то, что усвоил из системы Михаила Чехова. На защите диплома партнерша Чехова Софья Владимировна Гиацинтова растрогалась и чмокнула меня в лоб.
Распределился в
театр им. Гоголя (при Курском вокзале). Борис Чирков, Леня Кулагин, Света
Брагарник, Люся Долгорукова, Коля Алексеев, Саша Шворин… и спектакль стал
получаться, на премьере сыграл сам, заменял сломавшего ногу Алексеева, сорвал
аплодисменты, чуть не тронулся от волнения.
Борис Гаврилович
Голубовский, глреж травил пошлые анекдоты, чего-то химичил, свой парень – дошло
почти до мордобоя, долго рассказывать - тухлый интриганский кошмар, подал
заявление и отвалил из театра.
Анатолий Васильевич Эфрос
И сейчас, что бы я
ни делал, я чувствую его взгляд и пытаюсь понять, нравится ему или нет.
Родилась Поля.
Подозреваю, что дозреваю. Зреловатость.
Пять лет колесил по необъятным просторам Родины. Снимал
документальные фильмы в т/о
"Экран" Гостелерадио. Энциклопедия
советской жизни. Верблюды, морские
звезды, Ламы в дацане, одинаковые до зеленой тоски гостиничные номера, японское
массажное кресло на берегу Тихого океана, летал за водкой для съемочной группы на
самолете с острова Барсакельмес (Аральское море) в поселок Куланды. Ощутил
живое пульсирующее тело экрана. Фильм "Океан" получил серебряную
медаль на кинофестивале в Ницце. Кстати, саму медаль не видал, какой-то
теленачальник ее носил.
Тбилиси. Пустая столовая на "Грузияфильме" Оператор Кукури извиняется: толко пирожки. Через двадцать минут пир, человек двадцать, тосты, праздник! Какой?
Утро. Вино!!! Заботливая
скорая помощь рядом с кроватью в номере.
"Кавказский меловой
круг" Стуруа – праздник на сцене. Смотрел три раза подряд. Горячий, красный
лобио в буфете театра Руставели!
Воды Логидзе! Хачапури!
Особняк князей
Багратиони. Полотна в тяжелых золоченых рамах. Батоно Ладо. Восьмидесятидвухлетний
красавец - спокойный внимательный, в глубине глаз бесятся веселые огоньки. Гудиашвили
приятель Маяковского, Модильяни, Пикассо. Гойевская графика. Спальня - белое
пламя женской фигуры над большой кроватью – Нина Иосифовна, жена, в ужасе.
Грузия – праздник!
Каждое лето приезжаю в Бирштонас,
через Каунас – это моя заграница. На высоком берегу, в сосновом бору стоят два
дома. Дорожки засыпанные хвоей мама называет "паркетом". Две сестры, старушки-польки,
пани Стася и пани Леля готовят такие! супы и к каждому такие! пирожки, и такое!
все остальное!!! – даже сейчас голова кружится. По Неману вплавь три километра
вниз и три обратно (в ластах). Рядом в лесу турбаза – вечером кино, танцы. На
другом берегу курортный городок – магазин, костел, лечебные воды. Ну и понас
Швильнис угощает "холерой", настойка такая домашняя, очень вкусная и
очень крепкая, Лиана играет на рояле.
Много известных людей на
съемках моих телепередач для литературно-драматической редакции Центрального
телевидения - Товстоногов, Ефремов, Розов, Смелянский, Степанова, Прудкин …
День рождения Марка
Исааковича, девяносто пять лет – дверь открывает восхитительное существо, в
китайского шелка халате, с воздушным шейным платком под белоснежной крахмальной
рубашкой, с полыхающими голубым пламенем и непередаваемой добротой веселыми
глазами. И высоким вибрирующим голосом: Юра, вы не представляете себе, какой я
старый, пойдемте скорее выпьем!
Радостный Ефремов в
новом здании МХАТа на Тверском: сегодня уволил двадцать девять актеров, в
театре по штату сто семьдесят, я половины в глаза не видел. На следующий день
грустный и злой Олег Николаевич: министерство двадцать девять восстановило на
работе. Вскоре МХАТ разделился.
В разные годы и Сухуми,
и Таллин, и Рига, и Севастополь, и Владивосток, и Львов, и Улан-Удэ,
Новосибирск, Кызыл, Самарканд, Вильнюс, Барнаул, Одесса… ту-ту… Я путаю годы с
городами, а города с годами. С городом можно разговаривать, его можно о
чем-нибудь попросить, он тоже что-то хочет от меня. Я становлюсь разным в
разных городах.
Позвали в Народный
театр Дома учителя рядом с рестораном "Савой". Эшелон Рощина, потому
что одни дамы. Зрители утирали слезы.
М. Рощин. Эшелон. Дом учителя.
Сразу после окончания
института, много лет работал для ВТО, руководил семинарами и лабораториями
режиссеров народных театров. Познакомился с "Манекеном" в Челябинске.
"Молодежкой" В Улан-Удэ. Талантливые, искренние и бескорыстные люди,
многие спектакли гораздо выше, значительнее того, что происходило тогда в
профессиональном театре. Но, конечно и ерунды много.
Дозрел.
Вторая счастливая волна,
после института.
Я с несколькими актерами
в красном уголке ЖЭКа репетирую Чеховского "Лешего". Показ в клубе
общежития Академии наук. Получил убойный комплимент от Суркова: ты первый реабилитировал
пьесу. Кто-то из ВТО, чеховеды надоумили показать спектакль в Мелихове. Тут все
и началось. Играли по всей усадьбе.