ИНТ. БОЛЬНИЧНЫЙ КОРИДОР. ДЕНЬ.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
(Ирине):
То, что я в тебя влюбился - это мое
личное дело, тебя это не касается. Это касалось бы тебя, если бы и ты в меня
влюбилась.
ИРИНА
А вы хотите, чтобы и я влюбилась?
Ну, влюблюсь. Жизнь ваша обретет смысл, вы насладитесь моей любовью, дела
устроятся?
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Никогда не планировал своих
отношений с людьми, особенно с женщинами.
ИРИНА
Очень мудро. Зачем планировать,
нужно сразу начинать.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Не успел оглянуться, как состарился.
Не успел ни мудрецом стать, ни просто солидным человеком…
ИРИНА
Зачем вам мудрость. Вот я вам
понравилась – значит давай, вперед. Жизнь – это ведь так просто.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Не могу нормально, реагировать на
простые вещи - я их не понимаю. Простые – это ведь самые важные, правда. Не
понимаю простых вещей.
ИРИНА
Ну что вы мучаетесь?
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Я, Ирочка, тяжелой работой занят -
придумываю, как следующие пять минут прожить.
В дверях стоит Машенька и внимательно слушает. В руках у нее
сумка с передачей - много продуктов.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Ты здесь уже? Давно? Ну, куда мне
это все?
МАШЕНЬКА
Я тебе сто раз говорила, нужно есть
здоровую пищу, организму необходимы витамины.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
До чего у меня внучка умная, как ей
трудно с таким глупым дедом.
Машенька усаживает дедушку на кровать и начинает кормить. Игорь
появляется в дверях палаты, садится на кровать, прислушивается.
МАШЕНЬКА
Не такой уж ты глупый. Просто ты
забывчивый.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Ну, конечно, был бы помоложе, все бы
помнил.
МАШЕНЬКА
А если ты женишься на тете Ире,
думаешь, станешь моложе?
ИРИНА
Ну, все, Маша, сейчас обход, вечером
приходи.
Ирина с Машенькой выходит из палаты. Игорь подходит к кровати
Андрея Максимовича.
ИГОРЬ
Жениться пора, ваше
превосходительство.
Андрей Максимович достает из-под подушки кипу бумаг.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Возьми эти бумаги.
ИГОРЬ
Что это?
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Это сценарий. Ты не смейся.
ИГОРЬ
Зачем он мне?
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Вот, погоди. Меня не будет. Это
хороший сценарий.
ИГОРЬ
Сейчас это кино на хер никому не
нужно.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Погоди. Возьми. Мало ли что.
Подпишешь своим именем, мне уже все равно будет.
ИГОРЬ
Я и «свое» своим именем подписывать
не хочу.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Ты что, тоже пишешь?
ИГОРЬ
Дурь это все.
Игорь берет страницу, читает.
ИНТ. СПАЛЬНЯ. ДЕНЬ.
Очень хорошая, старая квартира. Маленький старичок в чёрной паре и шляпе, при галстуке и с
тросточкой со старушкой в кружевном белом платьице лежат на большой двуспальной
кровати. Старички и старушки постепенно набиваются в комнату. Старушки
застенчиво переглядываются, с любопытством поглядывая на старичков.
БОМЖ
(в черном фраке)
Ну, пора...
Через комнату проходит голая девица, та, что мыла лестницу. Все
оживляются, свистят, улюлюкают… вздыхают…
Одна из старушек затягивает песню… выходит через раскрытую дверь
на балкон.
ИНТ. НАТ. ДВОР ЧЕРЕЗ БАЛКОН. ДЕНЬ.
Внизу толпа детей, однако, не перемешанная. Мальчики - отдельно,
девочки отдельно; отдельно брюнеты и блондины, толстые и тонкие, высокие и
низкие - все в отдельных группках. Все смотрят вверх, на балкон. На балконе
Бомж, Маленький старичок, старушка, Андрей Максимович, другие.
МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК
Ну, что?.. господа детки! Осваиваете
пакости взрослой жизни?
…шум, крики, хохот, ругань…
МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК
Старайтесь!
…шум, крики, хохот, ругань…
МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК
Пакости могут доставить бездну
удовольствий.
…шум, крики, хохот, ругань…
МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК
Только не оправдывайтесь! Вы можете
разбудить совесть. А совесть - злая бабка! Мучает детей и мешает им цапать
чего-нибудь сладенького…
ИНТ. БОЛЬНИЧНЫЙ КОРИДОР. ДЕНЬ.
По коридору бежит Ирина. Игорь выскакивает из-за угла,
останавливает Ирину.
ИРИНА
Где Андрей Максимович?
Игорь обнимает Ирину, Ирина вырывается.
ИГОРЬ
Я видел, как он ночью смывался.
ИРИНА
Отпусти. Отстань.
ИГОРЬ
Он же ночью по городу бегает. Вон,
кровать пустая. Не пришел еще.
ИРИНА
Отпусти.
ИГОРЬ
Там санитары сейчас кого-то несли.
Ирина вырывается и бежит дальше.
ИГОРЬ
Может, опять перекинулся, артист.
Догоняй. Только венок не забудь купить.
ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА. ДЕНЬ.
Андрей Максимович за письменным столом.
ГОЛОС АНДРЕЯ МАКСИМОВИЧА
Стальная нить времени разрывается
настоящим моментом и я проваливаюсь в воздушный колодец, и батистовые мысли
планируют на парчовые узоры остановившегося времени, на губы осыпаются
бриллианты таинственных глаз и… и т. д., и т. п. И…
В дверях появляется Ирина, подходит к столу, заглядывает из-за
плеча Андрея Максимовича в компьютер.
ГОЛОС АНДРЕЯ МАКСИМОВИЧА
Вот - вся моя жизнь сливается в
единый момент тихого и радостного вдоха…, а выдох расширяется в бесконечность…
опять бесконечность. Стоп… назад… куда-нибудь… вперед… назад, туда… сюда… за
угол…
ИНТ. СПАЛЬНЯ. ДЕНЬ
На экране компьютера Маленький старичок со старушкой выходят из
балконной двери и забираются в кровать, не раздеваясь.
МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК
…наши отношения… пора бы, в общем,
давно пора…
СТАРУШКА
И я уже давно... Я хотела… любимый!
МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК
Вот, и давай…
СТАРУШКА
Ну и вот…
МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК
Кто это такие тексты пишет?
Андрей Максимович отрывается от экрана компьютера, смотрит на
Ирину.
Старички на экране переглядываются.
Старушку вынимают из постели, сажают на горшок, дают игрушки.
Бомж внимательно следит за ней, перебирая какие-то фотографии.
Маленький старичок делает гимнастические упражнения.
Ирина сидит в кресле Андрея Максимовича и внимательно смотрит на
экран. Андрей Максимович, разглядывая ее, потихоньку пятится и выходит через
балконную дверь.
На экране Бомж целуется со старушкой.
Старички краснеют, прячут глаза.
ИНТ. СУПЕРМАРКЕТ. ДЕНЬ.
Супермаркет. Андрей Максимович крадет бутылку коньяку.
Смывается.
ОХРАННИК
Опять этот?
КАССИР
Он взял что-нибудь? Догони,
посмотри.
ОХРАННИК
Ну его к черту.
НАТ. ЮЖНЫЙ ГОРОДОК. ПЛЯЖ. ДЕНЬ.
ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА. ДЕНЬ.
Параллельный монтаж. Но разговаривают как будто они рядом.
Башибузук на пляже. Восхитительные турецкие песни. Преферанс.
Башибузук "видит" или чувствует все, что происходит с
Андреем Максимовичем. Видит, как он ворует в супермаркете коньяк.
Андрей Максимович в больнице, на кровати – Башибузук далеко на
морском пляже возле кабинок для переодевания.
Башибузук держит рог с вином, произносит тост.
БАШИБУЗУК
Все, что имеет
начало, имеет и конец. А что не имеет начала, то и конца не имеет, нужно
проникнуться, понять и утвердиться…
Андрей Максимович достает коньяк, наливает в крышечку, отвечает
на тост.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Почтим
молчанием начало конца этого мира, ибо победить этот закон вряд ли возможно:
богатый никогда не откажется от своего богатства; сильный от насилия; глупый не
откажется ни от одной из своих идей; верующий не перестанет славить своего
бога, не спрашивая, нужно ли это богу; гордый так и продолжит принимать самые
выгодные позы перед зеркалом, чтобы лучше разглядеть свою гордость даже в самом
незначительном органе своего тела; мудрый не перестанет чесать, где чешется,
даже тогда, когда мир уже треснет окончательно…
Башибузук внимательно слушает.
Оба пьют.
Монтажные переходы с пляжа в больницу и обратно через крупные
планы.
Андрей Максимович снова наливает,
Снова диалог, будто бы они рядом. Но ощущение расстояния не
должно пропадать.
Постепенно напиваются.
Башибузук продолжает тост.
БАШИБУЗУК
Почтим
молчанием силу, глупость, богатство, веру, гордость, мудрость. Они не имеют
начала, следовательно, и конца тоже - они вечны и бесконечны…
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Относительно всего этого соображения
у меня самые элементарные, чтоб не сказать лапидарные.
БАШИБУЗУК
Ну вот, в чем, извините, лапидарные?
Вот, к примеру, арапчата с жидятами.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Хорошо. Пусть будут жидята с
арапчатами. Чего простым еврейчикам и арапчикам надоть? Форшмак с кябабом,
гаремчик небольшой, шербетику поллитру, и по праздничкам танец живота с
саблями.
БАШИБУЗУК
Сабли должны быть тупыми, чтоб не
порезаться.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Одна проруха - ничего нет проще, как
их стравить, слишком много обид скопилось в каждой отдельной персоне.
БАШИБУЗУК
Согласен. Кябабу с форшмаком на всех
не хватает, это, в общем, понятно, а вот то, что не хватает именно мне – именно
мне это и не понятно.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Зато персона, у которой и кябабу, и
форшмака много, готова объяснить: кябаб еврейчики сожрали, а форшмаком арабы
давятся, лопают и еще просят.
БАШИБУЗУК
Обидно!
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
А нажравшаяся персона весела и
задириста, она дальше объясняет: в раю, магометанском, гурии перманентно всех
пилавом обносят и попасть туда легче легкого, изведи сколько там ни есть
еврейчиков и сам изведись с ними; а в иудейском раю магометанов нетути, однако
и туда попасть только через святую землю можно. Персона эта отчаянная,
нажравшись земных плодов, конечно, врет, но и у персоны этой своя причина врать
есть, экономическая. А за экономику, чтоб ее часом не сперли, нужно по
последним высоким технологиям сражаться до последней поллитры.
БАШИБУЗУК
А чтоб сражаться, сабли нужны
вострые - бабки большие.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Покупать, продавать и т. д., и т. п.
А эти, нажравшиеся, уже кругом бомбами нерадивых мочат.
БАШИБУЗУК
Душа вопиет!
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Яко глас выпивающего в пустыне.
Акститесь, люди добрые!
БАШИБУЗУК
Древнерусский индейский клич
"Люди добрые!" - есть грубая лесть.
АНДРЕЙ МАКСИМОВИЧ
Да. Люди - есть люди.
БАШИБУЗУК
Это ты в сценарий какой-нибудь
пихни. Я купаться пошел.
Башибузук идет к морю и бросается в волну.
|