Картина третья. ПРИЗЫВНОЙ ПУНКТ. Отцы, матери, дети, родственники прощаются с новобранцами, отправляющимися на фронт. Под звуки гармони танцуют прощальную кадриль. Врач и санитар осматривают вновь прибывших... новобранцам выдают обмундирование, оружие... группа новобранцев осваивает ружейные приемы на соломенных чучелах... В другой группе возникает возня. Среди добровольцев обнаруживается женщина. Она винтовкой обороняется от солдатских шуток. Компания купцов приволакивает нашего героя. Его распаковывают, раздевают, врач осматривает его, и... запихивают его в военную форму... ... пьяного и невменяемого всовывают в строй новобранцев. ... он вываливается, его пристраивают опять. Столетний старик с громадной белой бородой, с медалями на гимнастерке, отбиваясь и убегая от старухи, вероятно, жены, или сестры, а может быть и дочери, получает оружие и браво становится в общий строй. Купцы в восторге качают его. Качают и женщину-добровольца. Старик и женщина-доброволец к общему удовольствию исполняют воинственный танец. Новобранцы строятся. Наш молодой человек очухивается, пытается понять, что происходит, но ...при всеобщем патриотическом восхищении и под слезы близких колонна отправляется на фронт. Картина четвертая. ОХОТНЫЙ РЯД. Уличный актер под звуки балалайки или гармоники пляшет "Комаринскую". Выезжает фургон с надписью: "Граждане! Холодно в окопах! Жертвуйте на теплые вещи!" Появляются люди с плакатами: "На помощь жертвам войны!". Торговцы-охотнорядцы, покупатели, окружив пленного немца, заставляют его плясать под русскую балалайку. Вдоль лавок, под руку с вызволившим ее из трактира поручиком, прогуливается девушка, наша героиня. Она рассматривает и примеряет шляпки, боа, перчатки, накидки - поручик галантно расплачивается... торговцы, приказчики обхаживают богатых покупщиков. Вокруг идет сбор пожертвований, теплых вещей, табака, денег и т. п. для фронта. Сметая лотошников, вновь появляется патриотическая манифестация. В руках портреты их императорских величеств, хоругви, транспаранты: "Час славянства пробил!", "Победа России и славянству!", "Все для борьбы с немецким засильем!", "Живье Сербия!" и т.п. Неожиданно сквозь толпу бегут два малыша... следом бежит нищий еврей, с взлохмаченной бородой и пейсами, в разорванной одежде, вероятно отец малышей... за ними гонится человек в фартуке, с топором мясника в руках... Манифестанты сбивают жида с ног, кто-то бьет его, кто-то держит мясника... Девушка (героиня) бросается в толпу, пытаясь остановить все это... Мимо марширует отряд новобранцев отправляющихся на фронт... Один из новобранцев замечает девушку и бежит к ней (это наш молодой человек)... его оттаскивают обратно в строй... Манифестанты, бросив жида, приветствуют солдат и устремляются вслед за марширующим строем. Улица пустеет. Малыши помогают подняться избитому жиду, пытаются оттащить его в сторону... Слышны звуки шарманки. Слепой старик-шарманщик и девочка в трико, появившись, исполняют свой номер. Поручик успокаивает плачущую девушку... вырвавшись от него, разбрасывая купленные подарки, она танцует вместе с маленькой девочкой под звуки шарманки... поручик подбирает разбросанные вещи, обнимает девушку и уводит ее. Звучит шарманка... танцует маленькая девочка в трико... Действие второе Картина пятая. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ БАЛ. Украшенный флагами, военными трофеями, роскошный зал. На носилках, в креслах-колясках, при орденах и медалях благоухающие духами раненые, инвалиды, много георгиевских кавалеров. Дамы-благотворительницы в кружевных наколках и передничках, некоторые в платках сестер милосердия, расставляют корзины с цветами, фруктами, столики с бокалами, подносы с конфетами, вазочки с пирожными, мороженым, лотки с табаком, сувенирами. Все это за большие деньги подается гостям с благотворительной целью. У дам ящички для денег с надписью: "На помощь русским воинам!". Дамы встречают гостей - поклоны, поцелуи. Гости в маскарадных костюмах. Здесь и турчанки, и мушкетеры, и рыцари в латах, и звездочеты, и античные боги, и черт верхом на гитаре, и даже авиатор, одетый в самолет с крыльями. Лакеи специальными лопатами осыпают гостей конфетти. Танцевальный номер "Дамский оркестр" открывает бал. (Танцовщицы с музыкальными инструментами дают пластический эквивалент звучания этих инструментов). Появляются почетные гости: камергер, старуха в бриллиантах на инвалидном кресле, генерал с дочерьми, старичок-генерал с адъютантом - они покупают цветы, сладости, делают подарки георгиевским кавалерам. Старуха на инвалидном кресле треплет по щеке солдата-инвалида на таком же кресле и т.п. Среди гостей появляется бог войны Марс и начинается "Античный номер". Златокудрый Купидон украшает солдат, трофеи, знамена цветами. Марс поднимает меч и плавно появляется аллегорическая фигура "Россия". Взмах меча Марса и появляется аллегория "Германия" - в латах и немецкой военной каске, с черепом и бомбами в руках, с широкой лентой через плечо: впереди надпись "Германия", сзади "Парис". "Германия" пытается напугать "Россию" и овладеть ею. Аллегорическая фигура "Мир", женщина в хитоне с оливковой ветвью, умоляет бога войны помочь России. Марс призывает трех античных богинь: одна из них лысая, с надписью "Тиф"; другая - рыжая, лохматая, с надписью "Холера"; третья - худая, изможденная, с косой в руках и надписью "Голод". Богини флиртуют, соблазняют и затанцовывают "Германию - Париса", доводят его до изнеможения. Тогда Марс призывает новых участников войны. Это - старик-император с черной вороной на плече и надписями: "Австрия и Франц-Иосиф". Красноносый субъект с бутылкой и надписью "Италия". С другой стороны к "России" присоединяются: "Англия" - девушка в матросском костюмчике и "Франция" - девушка во фригийском колпаке, обе с соответствующими надписями. Вновь "Германия", "Австро-Венгрия" и "Италия" нападают на "Россию", "Англию" и "Францию", вновь античные богини, напоминающие своим поведением уличных женщин, затанцовывают "агрессоров", устраивая с ними дикую, непристойную пляску, после которой обессилевших Кайзера, Франца-Иосифа и Красноносого девушки "Россия", "Англия" и "Франция" выметают со сцены; а Купидон венчает, склонившегося перед Миром, Марса лавровым венком, который тот отдает России... Аплодисменты бальной публики. В зал входит девушка со своим спутником. Поручик представляет ее старухе в бриллиантах, своей родственнице, здоровается со знакомыми... Продолжается благотворительный сбор денег, кормежка и обхаживание благоухающих инвалидов... На середину сцены выскакивает свинья в немецкой каске - это следующий номер "Дрессировка немецкой свиньи". Следом за ней появляется девушка-гусар. Свинья пытается сожрать все, что видит, валяется по полу, кусается - в общем безобразит; девушка-гусар, укрощая ее, срывает со свиньи каску и заставляет ходить на задних лапах... в последнем прыжке укрощенная свинья с цветком в зубах бросается к старухе в бриллиантах. Старуха грохается в обморок... вспархивают дамы-благотворительницы... возмущены старички-генералы... поручик и девушка приводят старуху в чувство. Вокруг девушки постепенно собираются военные чины: представляются, знакомятся... Неожиданно к героине подходит негр в белом фраке. Звучит музыка, напоминающая джаз. Следующий номер - "Секрет Сусанны". Негр преподносит девушке сигарку и зажигает спичку... подлетает черненькая Сусанна выхватывает у девушки сигарку, выбрасывает ее и устраивает негру сцену ревности... негр как фокусник, манипулируя цилиндром, тростью и т.п., добывает чуть не из воздуха и предлагает Сусанне разные виды сигар, папирос, сигарет, которые Сусанна складывает в корзинку... В конце концов корзинка, с неожиданно появившейся надписью: "На театр военных действий от наследник цесаревича", передается дамам-благотворительницам. Это и есть секрет Сусанны - негр потрясен, общее умиление. аплодисменты... сигары и папиросы достаются инвалидам и георгиевским кавалерам. Бал продолжается. Звучит танго. К группе военных, среди которых наша девушка, подходит поручик, переодетый в карнавальный костюм Пьеро. Грустный поручик уговаривает девушку танцевать с ним... И вот она уже танцует с ним мистико-эротический танец "Танго-декаданс" - появляющийся Ангел смерти отнимает ее у Пьеро. Она красиво умирает. Пьеро безутешен. Публика в восторге. Девушку поздравляют, толпа поклонников увеличивается. Вальс. Все танцуют. Девушка ускользает от поручика, пытающегося пригласить ее на танец. Его окружают дочки, подошедшего к девушке генерала... Поручик танцует с ними... а девушка уже танцует с генералом... к ней подходит молоденький адъютант и уводит девушку к старичку в военной форме... танец со старичком и ... девушка уже беседует с камергером... и вот она незаметно исчезает... поручик бросает партнершу и бежит к двери, за которой исчезла девушка... его останавливает молоденький адъютант. Слышны звуки "расейской" музыки: в зале комические персонажи "Ванька" и "Дунька" смешат публику своим дурацким флиртом... гости включаются в лихой танец... пляшут уже и "Россия" с Марсом, и "Франция" с "Германией"... пляшут рыцари, турчанки, черти... темп и веселье нарастают... Не выдерживают и георгиевские кавалеры и, размахивая костылями и перевязанными конечностями, отплясывают в общем благотворительно-патриотическом апофеозе бала... который венчает дикий танец, вскочившей со своего инвалидного кресла, старухи в бриллиантах. Действие третье. Картина шестая. НА ПАПЕРТИ. Нищие, калеки, богомольцы толпятся и суетятся у входа в церковь, где идет торжественный молебен о даровании победы русскому оружию. Солдаты и полицейские оттесняют толпу, напирающую на них в ожидании выхода царствующих особ. Из церкви доносятся звуки литургии. Шныряют карманники, кого-то из них ловят. Манифестанты готовятся к проявлению патриотических чувств. Еще один калека, хромой, в гимнастерке, пытается занять удобное место на паперти, чтобы просить подаяние. Это наш молодой человек из первого действия, вернувшийся с фронта инвалидом. Местные нищие, владельцы удобных мест, не пускают его. Затевается скандал. Городовые хватают молодого человека... В это время на паперти появляются их императорские величества со свитой, Там же и Распутин. Солдаты и городовые прокладывают дорогу их императорским величествам, расталкивают и оттесняют толпу... Внутри оцепления оказываются наш калека и держащий его городовой... к ним подлетает офицер из свиты, чтобы убрать их с дороги... Распутин подходит к молодому человеку... Общее замешательство... Распутин осеняет калеку крестным знамением, делает знак - все останавливаются. Молодой человек опускается на колени... Распутин разглядывает георгиевский крест на его груди... Царь достает портмоне и одна из свитских дам передает деньги нашему молодому человеку. Фотограф фиксирует эту трогательную сцену. Процессия движется дальше. Снимается оцепление. Орава калек и нищих бросается отнимать деньги у молодого человека. Полицейские и какие-то темные личности помогают ему отбиваться... Молодой человек с трудом вырывается и убегает. По опустевшей улице проходит манифестация с хоругвями и плакатами: "Война до победы". Картина седьмая. ПУБЛИЧНЫЙ ДОМ. Плюшевые гардины, диваны, зеркала, интимный свет, "дамы". На маленькой эстрадке две костюмированные девицы исполняют номер "Куплеты Франца и Вилли" (имп. Вильгельм и имп. Франц-Иосиф), кривляясь, с непристойными шутками, в канканных чулках и клоунских причиндалах: гирлянды сосисок, пивные кружки и т.п. - показывают, как занимаются любовью Германский и Австрийский императоры. Хозяйка салона обносит гостей шампанским. Толстый доктор, пьяный студент, еще двое-трое посетителей занимаются с "дамами". Входит знакомый нам поручик с приятелем. Хозяйка вводит двух новых "дам"... Вдруг "дама", развлекавшая толстого доктора, срывается и пытается выбежать из зала (Эта "дама" - та самая девушка, наша героиня, докатившаяся до публичного дома)... хозяйка останавливает ее... поручик узнает ее, но отворачивается... толстый доктор, весьма уже "под мухой", снова облапывает героиню... она вырывается и падает в истерике на диван... поручик все-таки подходит к ней и пытается успокоить... В глубине на эстрадке заканчивается номер "Франц и Вилли". В это время у героини с поручиком происходит объяснение... и примирение. Обняв девушку он пытается увести ее... Но снова хозяйка останавливает героиню, которая должна танцевать следующий номер. Поручик пробует откупиться деньгами... хозяйка не согласна... пьяные гости и "дамы" требуют танец... На эстрадке появляется "солдат" - это тоже одна из "дам" в мундире времен Павла 1-го... Героиня одевает белый балахон и маску-череп, берет в руки косу... Начинается танцевальный номер "Солдат и смерть". Под барабанную дробь марширует солдат, атакует невидимого врага, размахивает саблей и т.п... Неожиданно звучит выстрел - солдат падает и появляется "смерть". Она начинает странный чувственный танец, успокаивающий и одновременно волнующий солдата. Он сопротивляется этому наваждению, но "смерть" сильна. Солдат становится послушным, движения его постепенно теряют живую окраску, они становятся отвлеченно-схематичными - это уже движения трупа, равнодушно принимающего острые возбуждающие ласки "смерти" овладевающей им. "Смерть" увлекает солдата в черный провал. Во время танца в салоне появляются еще двое: молодой человек с какой-то подозрительной личностью. Наш герой, вероятно, решил потратить часть царской милостыни в публичном доме. Швейцар поначалу не пускает их, но они показывают деньги. Номер заканчивается. Под аплодисменты героиня снимает маску-череп и... калека узнает ее... Увидев "ее" в публичном доме, молодой человек срывается и начинает отчаянно безобразить: пристает к гостям, издевается над "дамами". Героиня тоже узнает его... Поручик пытается увести ее... Кто-то урезонивает молодого человека... Хозяйка и швейцар успокаивают клиентов... Вдруг героиня бросается к калеке, обнимает его, целует... Калека стряхивает ее с себя и... бьет... На калеку бросается поручик... Драка... Поручик достает пистолет... ...и первым же выстрелом убивает молодого человека. Клиенты, хозяйка, "дамы", рванувшись к ним, медленно, как под гипнозом, начинают расползаться. Толстый доктор, пробравшись к убитому, щупает пульс и, протрезвев, присоединяется к рассасывающейся публике. На эстраде остаются только труп и вдребезги пьяный студент, галантно раскланивающийся с убитым. Картина восьмая. УЛИЦА. Поздний вечер. С вещмешками и винтовками проходит взвод солдат. Под фонарем маячит женская фигура. Женщина пьяна или накокаинена. Она ловит запоздалых прохожих, привязывается к мужчинам, виснет на них... ее отшвыривают. Женщина (это наша героиня) отчаянно мечется по улице... Появляется городовой. Она затихает, свернувшись комком в какой-то щели. Из ворот выходит дворник. С другой стороны появляется какая-то неопределенная фигура. Они подают друг другу знаки... Городовой, видимо, не замечает их. По улице идет подгулявший прохожий в хорошей шубе, с тростью... Дворник останавливает его, подбегает неопределенная фигура... Прохожий пытается бежать... Его ловят, обыскивают, раздевают... Неподалеку прогуливается городовой. Прохожий в одном нижнем белье бросается к нему за помощью... Дворник и темная личность скрываются... Раздетый и ограбленный пляшет вокруг городового... Городовой выволакивает все видевшую героиню из ее щели. Она отказывается подтвердить, что был грабеж. Вновь появляется дворник. Городовой приказывает ему прогнать ограбленного и дворник с удовольствием в шею провожает человека в подштанниках. В это время городовой требует у героини свою долю выручки. Ей нечего отдать ему, она пытается убежать... Подоспевший дворник ловит ее и вместе с городовым обыскивает... ничего не найдя, ее бьют... Потом бросив, уходят... С вещьмешками и винтовками проходят солдаты мимо валяющейся на улице, избитой женщины... Патриотическая манифестация, напоминающая карнавальные маски благотворительного бала, вихрем проносится по ночной улице. 1985-1986 гг.
|